Страсть гордости многогранна и многоразлична. Бывает гордость против Бога, то есть когда человек, например, может быть и считает себя верующим, но искренне, всецело не почитает Бога Верховным Владыкой и Источником всех благ, не воздает Ему надлежащей чести, не благодарит Его за посылаемые милости, не думает, что всецело от Него зависит, не полагается на Него Одного, не в первую очередь просит у Него благодати и помощи. Если же человек рассчитывает больше на свои силы, или на других людей, а может быть, даже обращается за помощью к колдунам и экстрасенсам или приписывает своим заслугам те блага, которые получил от Господа, то этим самым он является нарушителем правды и любви Божией, и это порождение гордости.

А как перечислить то зло, которое причиняет гордость окружающим людям и более всего самого гордецу?

Порой, в основном на исповеди, человек действительно называет себя грешником. Однако это чувство далеко еще от смиренномудрия. По мысли преподобного Иоанна Лествичника, сердце испытывается, когда другие бесчестят.

Бывают и такие люди, что от различных укоризн, досад и поношения часто теряют присутствие духа, впадают в отчаяние или даже доходят до такого расстройства, что теряют здоровье. Во многом здесь виновата личная гордыня, ибо она, по словам святителя Феофана Затворника, от прикосновения пальцем кричит: «Кожу дерут!».

Преподобные отцы глубоко изучили страсть гордости и влияние ее на человеческую душу. Некоторые из них оставили нам целые главы об этом пагубном недуге.

Преподобный Иоанн Лествичник разделяет гордость на две стадии: начальную и завершительную. Первую, начальную стадию он назвал тщеславием, а вторую — гордостью в собственном смысле этого слова. «Между тщеславием и гордостью такое же различие, как между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость-конец, ). «Часто случается, что червь, достигая полного возраста, получает крылья и взлетает на высоту; так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и совершительницу»(8,149).

В чем же заключается тщеславие, какое зло этот недуг приносит? Тщеславие силится извратить всякое наше дело так, чтобы оно было не во славу Божию, а для своей славы и человекоугодия. Тщеславие более всего жаждет похвалы и славы человеческой. А Господь повелел тщательно укрывать все доброе от взоров человеческих, повелел все добрые дела саму любовь к ближним приносить всецело в жертву Единому Богу.

Преподобный Иоанн Лествичник в своих поучениях укатывает на тщеславие как на зловредную страсть. «Тщеславие, по виду своему, eсть изменение естества, развращение нравов, наблюдение укоризн. По качеству же оно есть расточение трудов, потеря потов, расхититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани, муравей на гумне, который, хотя и мал, однако расхищает всякий труд и плод. Муравей ждет собрания пшеницы, а тщеславие — собрания богатства, ибо тот радуется, что будет красть, а сие, что будет расточать».

Далее святой отец подчеркивает, что «тщеславие предпочитаемых делает гордыми, а презираемых памятозлобными». Тщеславный человек обычно впадает в различные беды и несчастья, ибо «часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием».

У разных людей тщеславие проявляется по-разному(8,145). Бывает, что как только человек приобретает хоть несколько мирное устроение души, так бес тщеславия уже побуждает его идти на проповедь в мир для «спасения погибающих душ».

Христиане, ставшие на сторону похвал или, в лучшем случае, желающие молчаливого признания их мнимых достоинств, не только не могут терпеть малейшего замечания от своего духовного отца, родителей или начальника по работе, но даже приходят в ярость и теряют самообладание.

Святые отцы настойчиво советуют воздерживаться от выслушивания всякого рода похвал, ибо «людям великим свойственно переносить обиды мужественно и с радостью, святым же и преподобным — выслушивать похвалу без вреда». «Льстец есть слуга бесов, руководитель к гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути. «Блажащие вас льстят вам», — говорит пророк. Однако, кроме похвалы человеческой, по мысли преподобного Иоанна Лествичннка, есть еще похвала бесовская, в уме и душе происходящая, которая еще более опасна для нашего спасения.

Чтобы избежать тщеславия, гордости и падения во время похвал, преподобный советует: «Вспомним множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу».

Святой отец предостерегает Христовых последователей от коварного беса гордости. Если «бес гордости утвердится в своих служителях, — пишет преподобный Иоанн Лествичник, — тогда является им во сне или наяву, в образе светлого Ангела или мученика, преподает им откровение таинств и как бы дар дарований, чтобы сии окаянные, прельстившись, совершенно лишились ума».

Иногда случается и то, что гордость доводит человека до состояния бесовской прелести, и тогда прельщенные люди представляют собой жалкое зрелище. «Одни из них возбесовались и переходили умоисступленными с места на место, — пишет святитель Игнатий Брянчанинов. — другие приняли беса, преобразившегося в Ангела Светлого, прельстились и пребыли неисправными даже до конца, не принимая советов ни от кого из братий; иные из них, подучаемые диаволом, убили сами себя, иные низверглись в пропасть; иные удавились».

По этой причине и в наше время имеется много душевнобольных и самоубийц. По-видимому, виновницей этих несчастий является гордость ума человека.