Обычно во время войны происходит мобилизация, также и с окрестных деревень собирают народ для разных перевозок. Замечено, что тех, у кого сильная вера, кто живет благочестиво, по-христиански, Господь хранит более, нежели даже если они носят на себе частицу животворящего Креста.

Тех, чья вера слаба, опасности войны вынуждают становиться более верующими.

Имеющие сильную веру, имеют и много доброты, они получают божественную силу и божественную храбрость. Такие бросаются на врагов, [но] не убивают их, а берут их живыми, в плен.

Можно видеть, как малый щенок бросается на хищного волка, и виноватый волк отступает. Несравненно больше [устрашаются] варвары когда переходят границу с целью обесчестить и уничтожить творение [Божие]. Имеющий меньшую веру имеет и меньшую злобу, чтобы защитить себя, [он] наносит раны врагу. А совсем трусливый имеет и больше всего злобы, потому что он не ограничивается одним травмированием [своего врага], он даже не исследует что за человек [этот враг]: приходит ли он сдаваться, или это его собрат, либо сосед, он выстреливает все пули, потому что только о себе думает, чтобы его не захватили.

Эти неверующие — трусы, и имеют и еще один больший недостаток: они не сострадают, не болеют о своих ближних, раненых и убитых, но если найдут возможность, даже пытаются согрешить, потому что боятся быть убитыми, не успев развлечься, хотя должны были бы во время опасности покаяться.

Итак, некогда во время войны некоторых деревенских жителей взяли для работ с их животными. И вот случилось так, что люди застряли из-за большого снега на одной возвышенности. Мужчины делали шалаши под заснеженными елями, чтобы охранить себя от холода. Женщины были вынуждены уберегать себя от знакомых людей из соседних деревень. Там была одна девушка со старушкой, которые прибыли из дальней деревни, они были вынуждены укрыться в одном из таких шалашей, но, к сожалению, некто из тех, о которых я говорил, которые и во время войны не думают о покаянии, но о грехе, начал ей бесчинно досаждать, и она была вынуждена уйти, предпочла замерзнуть и даже умереть на холоде, чем потерять свою честь. Бедная старушка, увидев, что девушка ушла, последовала за ней и нашла ее в отдалении рядом с небольшой церковью Иоанна Предтечи. Всечестной Предтеча позаботился о целомудренной девушке и направил ее в свою церковку, хотя она об этом не знала. После этого что сделал Всечестной Предтеча! Он явился во сне одному солдату[1] и завещал ему скорее направиться к своей церкви. Солдат встает в светлой от снега ночи и идет к церкви, он знал, где примерно она находится. Что-же он видит? Одна старушка и девушка стоят по колени в снегу бледные и промерзшие на морозе. Он сразу открыл церковь, они зашли и немного пришли в себя. Не было ничего у солдата дать им, кроме своего шарфа, который он отдал старушке, и по одной перчатке каждой, чтобы сменять с одной руки на другую. «Слушай, — говорит он девушке, — как ты решилась выйти в снег, на мороз в неизвестном тебе месте?». Она ответила: «Это единственное, что я могла сделать, и я верила, что Христос поможет мне дальше найти дорогу». Солдат после сказал ей: «Твои мучения покончены, вечером вы уже будете в ваших домах. Двинулся горный отряд. Дорога открывается и утром военный транспорт уже будет здесь и вы сможете отправиться домой».

Так и случилось. После таких слов они, конечно, обрадовались и согрелись.

Таких гречанок нужно хвалить и ими восхищаться, они облечены Божественной благодатью, а не опустошенных и лишенных Божественной благодати.

ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ РАССКАЗЫ Преподобного Старца Паисия Святогорца


[1] Известно, что этим солдатом был сам Святой Старец Паисий, в то время проходивший военную службу.