Святитель Спиридон отошел ко Господу около 348 года на месте своего архиерейского служения в Тримифунте, где до сих пор в монастыре, по­священном святителю, можно видеть мраморный саркофаг — первоначальное место его захоронения.

В конце VII века по причине арабского нашествия на Кипр святые мощи были перенесены в Константинополь; вероятно, это произошло в 691 году, когда по указу импера­тора Иустиниана II началось массовое переселение киприо­тов. За время пребывания в царственном граде святые мощи не раз меняли место своего нахождения.

Мы не располагаем историческими сведениями о том, какой храм первым ока­зал гостеприимство святому. В дальнейшем святые мощи почивали в женском монастыре Богородицы Обрадованной (Благодатной) близ монастыря Христа Человеколюбца, как о том свидетельствует рукопись 12 века.

Русский путешественник архиепископ Новгородский Антоний около 1200 года совершил путешествие в Константинополь и упоминает в своих заметках «Книга паломник», что святые мощи святителя Спиридона находились под престолом в храме Богородицы Одигитрии.

В 14-15 веках, то есть в последнее столетие перед падением Константинополя, святыня хранилась в соборной церкви Святых Апостолов — втором по значимости (после Святой Софии) храме столицы. Здесь им поклонялись русские путе­шественники Стефан Новгородец (1350), диакон Игнатий из Смоленска (1389), дьяк Александр (1391-1395) и иеродиакон Троице-Сергиева монастыря Зосима, совершивший паломни­чество на Восток в 1419-1422 годах.

После взятия Константинополя турками в 1453 году служащий священник храма Святых Апостолов Георгий Калохеретис сокрыл в мешках мощи святителя Спиридона и святой ца­рицы Феодоры (восстановившей почитание святых икон в 843 году) и перенес их через Фракию и Македонию в Эпир.

Там он оставался два года, а затем в 1456 году ради большей безопасности переправился на остров Керкиру, где поместил мощи в храме святителя Афанасия у городских оборонительных сооружений столицы острова – города Керкиры.

В 1480 году священник передал мощи святителя Спиридона по наследству своим сыновьям Луке и Филиппу, которые решили перевезти их в Венецию. Об этом их намерении свидетельствует указ Венецианского Дожа от 14 мая 1489 года. Но настоятельные просьбы жителей острова одержали верх, и великая святыня осталась на острове.

Примерно в это же время святые мощи были перенесены в храм Архистратига Михаила, бывший тогда кафедральным собором Керкиры.

В 1512 году Лука передал свои права на владение частью мощей святителя в качестве приданого своей племяннице Асимине-дочери Филиппа. Так Асимина оказалась полноправной обладательницей святых мощей святителя, а после заключе­ния брака со Стаматисом Вулгарисом указала в своем завеща­нии от 25 ноября 1571 года, что святыня будет передаваться по наследству ее детям и внукам. В собственности семьи Вулгарисов святые мощи оставались до 1925 года, когда они были переданы Керкирской Церкви.

На протяжении трех с половиной веков семья Вулгарисов выступала в роли хранителя великой святыни. Складывалось так, что хотя бы один из членов этой семьи был священником и служил у святых мощей святителя. В 1527-1531 годах Стаматис Вулгарис построил храм в честь святителя в пригороде святого Рока, в который и перенес святыню, где она хранилась до 1575 года.

Во время первой осады острова турками в 1537 году мощи временно переносились в Старую Крепость, в храм святых Бессребреников. В 1575 году по причине строительства венецианскими властями новых оборонительных сооружений храм святителя Спиридона был разобран, а святые мощи были перенесены в храм святителя Николая в пригороде Керкиры – Гарице.

Позже Артемий и Николай Вульгарисы выступили инициаторами строительства нового храма святителя Спиридона, который был возведен на средства, собранные верующими, и в 1589 году освящен. С тех пор святые мощи почивают в этом величественном храме.

Перед этими нетленными мощами святителя Спиридона верующий испытывает священный трепет и благоговение, а рационалист приходит в замешательство и начинает задумываться над таким непривычным ему феноменом.

Дело в том, что на протяжении стольких веков после кончины святителя его тело остается нетленным и мягким. Об этом свидетельствуют сегодня священники, хранители честных мощей святителя, а от прошедших веков до нас дошли письменные свидетельства различных авторов. Приводим здесь некоторые из них.

Выдающийся Патриарх Иерусалимский Нектарий (1661-1669) замечал по этому поводу: «…и у нас чудотворец Спиридон на Керкире почивает как живой… и до сегодняшнего дня (вот уже как тысячу триста лет), имея плоть свою мягкой».

Римо-католический миссионер аббат дон Лоренцо Миниати писал: «Тело святителя Спиридона до сегодняшнего дня (1663) сохраняется столь живым и нетленным, что если дотронуться до мягкой телесной ткани на икре его ноги, то она отступает под давлением пальца и возвращается затем на свое место, и это несмотря на то, что жил он в эпоху Первого Вселенского Собора».

Евгения ЖУКОВА