Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Мф.5,3
[spacer height=»20px»]

Эта заповедь Спасителя на первых порах кажется самой непонятной. Действительно: по телевидению показывают «Час силы духа», сильных духом все считают счастливыми.  И вдруг Христос провозглашает счастливыми нищих духом. В чем дело? Если мы вспомним высказывания древних мудрецов, то они говорили, что самое сложное — познать самого себя, а самое трудное победить самого себя. Вот Спаситель и призывает человека прежде всего взглянуть на себя без прикрас. В сущности задумаемся, чем человеку гордиться?

Ведь тело, душу, все способности души, воздух, которым мы дышим: землю, по которой мы ходим, пищу, которую вкушаем, — все мы получили от Бога нашего Творца, и даже в духовно-нравственной жизни человек ни на йоту не может продвинуться без помощи Божией, о чем Спаситель свидетельствует: «Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15,5).

И вот когда человек не только логически, но всем существом, всей душою, всем духом и всею крепостию своею поймет, что он всецело зависит от Бога, вот тогда-то ему и откроется подлинная его духовная бедность и нищета. По словам преподобного Макария Египетского, «нищий духом постоянно пребывает в великом смиренномудрии и сердечном сокрушении о своем окаянстве, всегда пред взором души своей имеет ее греховные язвы, познает окружающую ее тьму страстей и просит избавления от них у Господа». Об этом также говорит и святитель Иоанн Златоуст: «Нищие духом — это смиренные и сокрушенные сердцем» — и далее он добавляет, что Господь не сказал смиренные, а нищие, «потому что последнее выразительнее первого».

«Нищета духовная, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — есть сознание своего падения, сознание необходимости в Искупителе, стремление всем существом к исповеданию Искупившего нас Сына Божия и Бога, Господа нашего Иисуса Христа — плоды борьбы со страстями. Эти плоды — залог вечного блаженства».

Протоиерей Г. Титов пишет, что «Быть нищим или бедным духом, — значит иметь смиренное понятие  о своих духовных качествах».

Таким образом, по мысли святых отцов и учителей Церкви, нищета духовная есть подлинное смирение.

Добродетель смирения сама по себе в сущности Божественна. потому что она принесена и сообщена людям Самим Богом Господом нашим Иисусом Христом, Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»(Флп.2.8). Подражать этому смирению Христову апостол Павел призывает всех христиан: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба»(Флп.2,5-7).

Если Господь смирил себя до смерти, и смерти крестной, то каково должно быть смирение грешного человека? Ведь он создан из земли и в землю возвратится.

Но «никто да не почитает нетрудным и удобно приобретаемым преуспеяние в смирении, — говорит святитель Григорий Нисский. — напротив того, такое дело труднее всякого, какого бы то ни было добродетельного предначинания и для естества нашего нет другого такого же зла, как этот недуг, производимый гордостью. Именно гордость является первородным злом, ибо диавол сам себя сверг с неба через гордость, и этим же недугом весь человеческий род вовлек с собой в общее падение. По словам святителя Григория, «страсть превозношения прирожденна почти всякому, кто принадлежит человеческому роду»(17,367). Вот почему Господь Сердцеведец и начинает прежде всего врачевать в людях эту страсть скверной гордости, которая является родоначальницей всех остальных страстей и грехов.

Итак, добродетели смирения в душе человеческой противостоит гордость.