Свидетельства IV-V века о святителе Спиридоне

В том, что личность свт. Спиридона исторична, нет ника­кого сомнения. Об этом свидетельствуют не только такие церковные историки IV-V вв., как Руфин, Сократ и Созомен, но и его современник — свт. Афанасий Великий. Он упоминает друг за другом епископов Трифиллия и Спи­ридона в числе участников собора 343-344 гг. в Сердике. Такое соседство двух и без того не слишком распространенных имен с очевидностью указывает на известных нам из других источников епископов Трифиллия Ледрского и Спиридона Тримифунтского. Из списка участ­ников собора становится ясно, что позиция кипрских епископов относительно поддержки свт. Афанасия была достаточно единодушной: под актами стоят подписи 12 иерархов острова при наличии максимум 15 городов на Кипре. Таким образом, Кипрская Церковь оказывается наряду с Западной, Египетской и Палестинской среди твердых сторонников Никейского вероисповедания.

Свидетельства IV-V века о святителе СпиридонеВполне вероятным выглядит и участие Тримифунт­ского епископа в I Вселенском соборе 325 г., хотя его имя появляется впервые только в позднейшем списке «318 отцов». Косвенным доказательством этого может быть и связь свт. Спиридона с Александрией в 320 г., выводимая из гл. XX Феодора Пафского. Церковные исто­рики V в. , хотя и не упоминающие прямо об участии святителя на соборе, относят его деятельность именно к той эпохе и сближают его с деятелями оной.

Итак, в традиции IV в. свт. Спиридон выступает как один из кипрских епископов, однако его личность еще не обретает столь знакомых нам черт Тримифунтского чудотворца.

Складывание такого образа происходит в V столетии, у церковных историков: Руфин, Геласий Кизикийский, Со­крат Схоластик, Созомен, Геласий Кесарийский переда­ют, по сути, одни и те же сведения о свт. Спиридоне. При этом почти все они ссылаются на кипрскую устную тра­дицию, что свидетельствует о распространившемся уже в V в. почитании святого на его родном острове, где он стал одной из главных «достопримечательностей». Рассказ этот сводится к следующему: Спиридон просиял во вре­мена Константина Великого, был одновременно еписко­пом и пастухом, а также совершил множество чудес, сре­ди которых излагаются два: о ворах и об Ирине (допол­нительные сведения, явно из кипрской традиции, дает только Созомен: это истории с бравшим в долг, с данным Трифиллием прочтением и угощением гостя) — свт. Спи­ридон выступает здесь уже не как один из епископов, но как выдающийся деятель первой половины IV в. Очевид­но, что источник этого рассказа один — Руфин (Геласий Кизикийский), однако указание авторов на кипрскую традицию как на дополнительный источник свидетель­ствует о том, что он находил себе в ней подтверждение. Кроме того, важно отметить указание историков на на­личие множества других чудес, известных киприотам.

Источники этой кипрской традиции были, по-видимо­му, многообразны. По крайней мере три дополнительных эпизода у Созомена не встречаются более нигде. Лишь история с бравшим в долг приведена у Феодора Пафского (гл. XXI) со слов пожилого киприота, слышавшего ее, в свою очередь, от других стариков. Здесь не ясно, являлся ли источником сам Созомен или же устная традиция, на которую последний опирался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Свидетельства IV-V века о святителе Спиридоне
Close

Храм Спиридона Тримифунтского

Приход храма святителя Спиридона Тримифунтсткого в Минске

hram-spiridona.by © Copyright 2020
Close