Образ Нового Иерусалима

С первых же глав Библии перед нами предстает человеческий род, потерявший в результате грехопадения райское блаженство. Лишившееся рая человечество пытается достичь гармонии с окружающим миром, но не может, поскольку его власть над природой утрачена. Все попытки созидания без благодатного содействия Божьего, как свидетельствует Священное Писание, повествуя как о погрязшем во зле допотопном человечестве, так и о строительстве Вавилонской башни – прообразе всех безбожных и богоборческих человеческих сообществ, обречены на неудачу.

Только с началом истории богоизбранного народа начинается бытие сообщества людей, которые сознательно свою личную и общественную жизнь строят на началах богопочитания и благочестия. Свое наивысшее проявление оно находит тогда, когда созидается ветхозаветное государство Израиля, когда царь Давид делает своей столицей Иерусалим – «город Мира» и приготавливает все для сооружения в нем храма.

Однако земной Иерусалим не смог устоять под натиском внешних врагов, т.к. отвернулся от своего Бога и стал полагаться на собственные силы. Но Господь простил его и позволил избранному народу вновь отстроить город, в который пришел Спаситель, проповедовал там, умер на кресте и воскрес; город, который Его отверг, был разрушен, но, тем не менее, так и остался символом надежды и той целью, к которой стремится человечество. И это нашло свое отражение в книге Апокалипсис.

В двух последних главах книги Откровения речь снова заходит об Иерусалиме. Однако этот город уже не создается руками людей, а спускается с небес в качестве дара от Бога. Рай возвращается людям таким же путем как и в начале их творения, как добровольный и щедрый дар Творца и Судьи всех. «Новый Иерусалим – это символ совершенного общества, с истинными отношениями между Богом и людьми, это царство, в котором правит Бог, и люди живут в согласии друг с другом. Это град мира, где любовь Божья окончательно и полностью воплощается на земле, это дом, где обитает тело Христово, отданное тем, кто помазан Его Духом».

Актуальность темы данной диссертации обусловлена тем, что в современном общественном, а зачастую и церковном сознании существует очень упрощенное представление о рае. Священное Писание достаточно редко упоминает о нем. В основном он рассматривается в нравственном аспекте, а не дается его образная картина и богословско-экзегетическое осмысление, которое может иметь своим основанием книгу Апокалипсис.

Образ нового Иерусалима как обретенного рая завершает собой книгу Откровения и вообще все Священное Писание. Это расходится с обывательскими представлениями современного общества о книге Апокалипсис как описании гибельных и катастрофических событий конца человеческой истории. Вследствие этого анализ данного образа является актуальным, поскольку выражает собой существо эсхатологических чаяний христианского благовестия. Настоящая работа представляет собой попытку богословского-исторического и экзегетического осмысления этой проблематики.

Исследование ставит своей целью раскрытие образа нового Иерусалима в книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова. В соответствии с указанной целью задачи работы состоят в том, чтобы на основе имеющихся толкований, исследований и комментариев на книгу Апокалипсис показать: a) какой смысл вкладывал Иоанн Богослов в каждую из характерных черт, составляющих образ нового Иерусалима; b) из каких источников святой апостол заимствовал черты данного образа; c) какое значение имеет рассматриваемый нами образ для церковной эсхатологии, и как он актуализируется в наше время.

Предметом исследования в настоящей работе является образ нового Иерусалима, каким он представлен в Откровении апостола Иоанна (21:1-22:5). Объектом исследования является книга Апокалипсис святого Иоанна Богослова.

Структура работы предполагает наличие Введения, трех глав, Заключения и Списка использованной литературы. В конце каждой главы содержится вывод, в котором кратко систематизируется изложенный в тексте материал.

В первой главе «Образная символика нового Иерусалима в книге Откровения святого Иоанна Богослова», на основании толкований святителя Андрея Кесарийского, архиепископа Арефы Кесарийского, Икумения, епископа Триккского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также комментариев на книгу Откровения отечественных и западных богословов раскрывается смысл каждого символа, составляющего образ нового Иерусалима.

Во второй главе «Происхождение символики нового Иерусалима в книге Откровения святого Иоанна Богослова», предпринимается попытка выяснить, на основании сопоставления текста Апокалипсиса с параллельными местами Библии и внебиблейскими источниками, откуда святой апостол Иоанн заимствовал образы, составляющие картину нового Иерусалима.

В третьей главе «Богословие нового Иерусалима в жизни Церкви и его значимость для нашего времени», которая является своеобразным обобщением сказанного в двух первых главах, рассматривается значение образа нового Иерусалима для церковной эсхатологии и его актуализация в настоящее время.

Обзор источников и литературы, использованных при написании работы. В основу сочинения положен текст Священного Писания Нового Завета на греческом языке с параллельным Синодальным переводом по изданию Российского Библейского Общества «Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык». – СПб.: Российское Библейское Общество, 2001. Что касается текстологических исследований, посвященных рассматриваемому в работе предмету, то в настоящее время таковых на русском языке практически нет.

Александр Волков, кандидат богословия

Поделиться ссылкой:

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Сторим храм в Минске
Close
Образ Нового Иерусалима
Close

Храм Спиридона Тримифунтского в Минске

Православный Приход Спиридона Тримифунтского в городе Минске +375444554124

hram-spiridona.by © Copyright 2020
Close
error: Content is protected !!